Урок на тему «Масштаб»
УРОК 11
Тема урока: Масштаб.
Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о
том, как используется план в практической деятельности человека.
Задачи:
— образовательные: сформировать представление о масштабе, его видах; переводить из численного масштаба в именованный и обратно;
— развивающие: развить познавательные, творческие способности, внимание, мышление; умение находить решение проблемной задачи; продолжить развитие географического мышления, способности применять имеющиеся знания в разных условиях;
— воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в группе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта, глобус, атласы, раздаточный материал с практическими заданиями.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративынй, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.
2. Проверка домашнего задания.
Географический диктант – развиваем орфографическую зоркость.
Учитель диктует термины, ученики записывают. Сосед по парте проверяет правильность написания (зелёной пастой)
Ориентирование, компас, азимут, аэрофотоснимок, топографическая карта
Проверяем правильность выполнения домашнего задания – вопросы 8,9 в учебнике. У доски 2 ученика: 1 –отвечает на в.8, 2 – отвечает на в.9.
Проверить работу «Письмо с 5-6 условными знаками» — по желанию 2-3 ученика зачитывают и демонстрируют свои работы.
3. Актуализация опорных знаний.
— Что такое план местности? (чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде и с помощью усл.знаков)
— Людям каких профессий нужен план? (Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.)
Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.
Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.
— Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).
Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.
4. Изучение новой темы. — Постановка проблемного задания
Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план ластика. — Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами)
Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план школьного кабинета географии в натуральную величину. Учащиеся, скорее всего, будут испытывать затруднение при попытке выполнить это задание.
— Почему вы не можете начертить план? (Примерный ответ: «Класс большой, а тетрадь маленькая».)
— Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить класс или увеличить тетрадь.)
Учитель задает вопросы ученикам:
—Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)
— Что такое масштаб?
Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. Ученики записывают в тетрадь.
Учитель показывает карты разных масштабов.
— Посмотрите на карты. Что вы можете сказать о размерах рек, озер, морей, островов? (Они уменьшены. На одних картах сильнее, на других — меньше.)
— Но как осуществить и выразить уменьшение? Прочитайте об этом в учебнике
Учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.
Учитель предлагает заполнить схему «Виды масштабов».
По окончании самостоятельной работы учеников учитель объясняет разницу между видами масштабов.
— Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель — число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение. Такой масштаб называется численным. Чем больше знаменатель, тем больше степень уменьшения объектов, тем меньше подробность изображения, тем мельче масштаб.
Численный масштаб 1 : 50 означает, что 1 см на карте или плане соответствует 50 см на местности;
1 : 100 — 1 см на карте равен 100 см (или 1 м) на местности;
1 : 1000 — 1 см на карте равен 1000 см (или 1 км) на местности.
Правую часть соответствий можно написать по-другому:
в 1см — 50 см; в 1 см — 1 м; в 1 см — 1 км.
Такой вид масштаба называется именованным. Именованный масштаб показывает, какое расстояние еа местности соответствует 1 см на карте или плане.
Численный масштаб можно перевести в именованный и наоборот. Например, в 1 см — 1 м; если мы хотим перевести именованный масштаб в численный, то мы должны перевести метры в сантиметры. Помним, что в одном метре 100 сантиметров, добавим два нуля и получим численный масштаб — 1 : 100.
А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется только численный, например
1 : 1 000
000? В правой части надо сантиметры перевести в метры и, если требуется, в километры, то есть у нас получится в 1 см — 10 км. При переводе численного масштаба в именованный поступаем следующим образом: убираем два нуля с конца знаменателя и получаем метры, убираем пять нулей — получаем километры.Третий вид масштаба — линейный. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на более мелкие равные участки.
Запомни!
1. Чтобы перевести численный масштаб в именованный – убери 2 последние цифры, получатся метры.
Например, 1:1000, в 1 см – 10 м местности.
2. Чтобы перевести масштаб в км – убери 5 цифр.
Например, 1:250 000, в 1 см карты – 2,5 км.
5. Закрепление знаний.
Групповая работа. Число групп чётное, в каждой группе по четыре человека. Учащиеся получают одну маршрутную карту на группу, передвигаются по этапам, ответы записывают.
МАРШРУТНАЯ КАРТА .
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1 : 5000; 1 : 10 000; 1 : 350 000; 1 : 5 000 000;
в 1 см — 20 км; в 1 см — 500 м; в 1 см — 450 км; в 1 см — 1000 м.
Этап 2. Определите масштаб плана, если дорога длиной 10 км на нем имеет длину 20см.
Этап 3. Учащиеся прошли на север 7000 м. Начертите маршрут движения в масштабе в 1 см — 1 км.
1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане
2 и 4. Виды масштаба
3. Дробь, у которой числитель — единица, а знаменатель — число, указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.
По окончании работы группы обмениваются своими картами и вместе с учителем определяют правильные ответы. После проводится устная оценка работ. Выделяются группы, успешно справившиеся с заданиями. Тем, кто допустил ошибки, предлагается с особой тщательностью подойти к выполнению домашнего задания.
Далее учитель предлагает вспомнить, с чего начинался урок, и выполнить проблемное задание, используя знания, полученные на уроке. Необходимо обратить внимание на подбор оптимального масштаба, чтобы план классной комнаты уместился на тетрадном листе.
6. Рефлексия и подведение итогов урока.
— Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
— Достигли ли мы целей урока?
— Сумели ли мы выполнить задание, которое в начале урока казалось невыполнимым?
— Помогут ли новые знания в практической деятельности?
7. Домашнее задание.
Параграф 9 читать, выучить записи в тетрадях, стр. 35 вопрос 5 – письм.
infourok.ru
Переведите численный масштаб в именованный 1:5000000
Виды указания масштабов
Существует три вида указания масштаба:
- численный;
- именованный;
- линейный.
Численный масштаб (самый распространенный и удобный) — масштаб дробного вида, где числитель — единица, а знаменатель — число, показывающее во сколько раз уменьшено данное изображение територии (пример: 1:100 000; 1:15 000). Обе цифры указаны в сантиметрах, что делает невозможным ошибку в переводе, конвертации одних единиц измерения в другие. Но на практике использование такого масштаба не является удобным. Поэтому, при роботе непосредственно на местности, численный масштаб чаще всего переводят в именованный.
Именованный (или словесный) масштаб — словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 сантиметру на карте (пример: в 1 см 5 км или 1 см = 500 метров). Такой вид масштаба понятен человеческому уму, но будет сложно производить расчеты и очень легко сделать ошибку.
Существует так же и третий вид указания масштаба. Это линейный масштаб.
Линейный масштаб — вспомогательная мерная линейка на картах для быстрого измерения расстояний, без расчетов.
Масштаб карт всегда одинаков во всех ее точках.
Точность масштаба
Предельная возможность измерения и построения отрезков на картах и планах ограничена величиной 0,01 см.
Точность масштаба имеет большое значение, когда в задании нам нужно указать возможную погрешность измерения.
Поэтому, для ее определения следует знаменатель численного масштаба разделить на 10 000 (1 м содержит 10 000 отрезков по 0,01 см). Так, для карты масштаба 1:25 000 точность масштаба равна 2,5 м.
Перевод численного масштаба в именованный
Так как длины линий на местности принято измерять в метрах, а на картах и планах — в сантиметрах, то масштабы удобней всего выражать в словесной форме, например:
в одном сантиметре 100 метров. Это соответствует численному масштабу 1:10 000. Поскольку 1 метр равняется 100 сантиметрам, то число метров на местности, содержащееся в 1 см на карте, легко определяется путем деления знаменателя численного масштаба на 100. Или на 100 000 — для перевода в км. То есть, если взять масштаб 1:5 000 000, в именованном масштабе он означает, что в 1 см 50 000 метров или же 50 км.
vashurok.ru
Пример 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:
Переведите численный масштаб карты в именованный:
а) 1 : 200 000
б) 1 : 10 000 000
в) 1 : 25 000
Решение:
Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе.
Например, в масштабе 1 : 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
Пример для масштаба 1 : 500 000
В знаменателе после цифры — пять нулей. Закрыв …
их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.
Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
Если, например, в знаменателе масштаба 1 : 10 000 закроем два нуля, получим:
в 1 см — 100 м.
Ответы:
а) в 1 см — 2 км;
б) в 1 см — 100 км;
в) в 1 см — 250 м.
Используйте линейку, накладывайте на карты для облегчения измерения расстояний.
Пример 2.
Переведите именованный масштаб в численный:
а) в 1 см — 500 м
б) в 1 см — 10 км
в) в 1 см — 250 км
Решение:
Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры.
Если расстояние на местности выражено в метрах, тогда чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000.
Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.
Ответы:
а) 1 : 50 000;
б) 1 : 1 000 000;
в) 1 : 25 000 000.
Карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:
▪ топографические планы — 1:400 — 1:5 000;
▪ крупномасштабные топографические карты — 1:10 000 — 1:100 000;
▪ среднемасштабные топографические карты — от 1:200 000 — 1:1 000 000;
▪ мелкомасштабные топографические карты — менее 1:1 000 000.
refac.ru
Как перевести из линейного масштаба в численный и…
Масштаб(от немецкого — мера и Stab — палка) — это отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.Численный масштаб — масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель — единица, а знаменатель — число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.Именованный (словесный) масштаб — вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке.Линейный масштаб — вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в натуре.Например, в 1 сантиметре 5 километров (в 1 см 5 км).Численный масштаб — масштаб, выраженный дробью, в которой: числитель равен единице, а знаменатель равен числу, показывающему во сколько раз уменьшены линейные размеры на карте.Далее приведены численые маштабы карт и соответствующие им именованые масштабы.Масштаб плана одинаков во всех его точках.Масштаб карты в каждой точке имеет свое частное значение, зависящее от широты и долготы данной точки.Поэтому его строгой числовой характеристикой является частный масштаб — отношение длины бесконечно малого отрезка Д/ на карте к длине соответствующего бесконечно малого отрезка на поверхности эллипсоида земного шара.Однако при практических измерениях на карте используют ее главный масштаб.Формы выражения масштабаОбозначение масштаба на картах и планах имеет три формы: численного, именованного и линейного масштабов.Численный масштаб выражают дробью, в которой числитель— единица, а знаменатель М — число, показывающее, во сколько раз уменьшены размеры на карте или плане (1:М)В России для топографических карт приняты стандартные численные масштабы1:1 000 0001:500 000 1:300 0001:200 0001:100 0001:50 0001:25 0001:10 000.Для специальных целей создают также топографические карты в масштабах 1:5 000и1:2 000.
Оцени ответ
shkolniku.com