Разность долгот и широт – 5.

Разности широт и долгот

Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот(рис.2.5.).

Рис.2.5. Разность широт и разность долгот

Пункт (т. Аили т.А′), откуда вышло судно, называетсяпунктом отхода.

Пункт отхода характеризуется начальными координатами (φ1, λ1илиφ1′, λ

1).

Пункт (т. Били т.Б′), в который пришло судно, называетсяпунктом прихода.

Пункт прихода характеризуется конечными координатами (φ2, λ2илиφ2′, λ2).

Тогда: – изменение широты (φ), при переходе судна из одного пункта в другой будет называться разностью широти сокращенно обозначается как Δφ– основное обозначение или какРШ– запасное обозначение.

Разность широт (Δφ) измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

РШφ) = φ2 − φ

1 – формула алгебраическая.

Если судно перемещается в направлении северного полюса PN(рис.2.5 судно № 2), то разности широт (Δφ) дается наименование«к северу» («к норду»), и обозначается –к N, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

Пример:φ1= 75°00,0′S,φ2= 25°00,0′S(судно № 2), тогда:

                РШ′φ′) =φ2′ − φ1= –25°00,0′ – (–75°00,0′) = +50°00,0′ или 50°00,0′ кN.

Если же судно перемещается в направлении южного полюса PS(рис.2.5. судно № 1), то разности широт (Δφ) дается наименование«к югу» («к зюйду»), и обозначается –к S, а при вычислениях ей приписывается знак «–».

Пример:φ1= 70°00,0′N,φ2= 45°00,0′N(судно № 1), тогда:

                РШφ) =φ2 − φ1= 45°00,0′– (+70°00,0′) = –25°00,0′ или 25°00,0′ кS.

Разность широт измеряется в пределах от 0° до ±180° (к N или к S).

Разностью долгот называется изменение долготы (λ) при переходе судна из одного пункта в другой и сокращенно обозначается как Δλ – основное обозначение, или как РД – запасное обозначение.

Разность долгот (Δλ) измеряется меньшей дугой экватора, заключенной между меридианами пунктов отхода и прихода.

(РДλ = λ2 − λ1 – формула алгебраическая.

Если судно перемещается к востоку (восточная долгота увеличивается, западная долгота уменьшается), то разности долгот дается наименование «к востоку» («к исту»), и обозначается –к Е, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

Пример:λ1= 85°00,0′Е,λ2= 130°00,0′Е(рис.2.5. оба судна), тогда:

                (РД) Δλ=λ2 − λ1= 130°00,0′ – (+85°00,0′) = +45°00,0′ или 45°00,0′ кЕ.

Если же судно перемещается к западу (восточная долгота уменьшается, западная долгота увеличивается), то разности долгот дается наименование

«к западу» («к весту»), и обозначается –к W, а при вычислениях ей приписывается знак «–».

Пример:λ1= 130°00,0′Е,λ2= 85°00,0′Е(обратный переход судов 1, 2 из т.Б(т.Б′) в т.А(А′) рис.2.5).

                (РД) Δλ=λ2 − λ1= 85°00,0′ – (+130°00,0′) = –45°00,0′ или 45°00,0′ кW.

Разность долгот измеряется в пределах от 0° до 180° (к Еили кW).

Если при вычислениях значение Δλпревышает 180°, то необходимо абсолютное значение полученного результата отнять от 360°, а наименование разности долгот (знак) изменить на противоположное.

Пример:

λ1= 150°00,0′W,λ2= 150°00,0′Е, тогда:

(РДλ = λ2 − λ1 = +150°00,0′ – (–150°00,0′) = +300°00,0′ или 300°00,0′ к Е, но т.к. Δλ ≤ 180°, тогда: 360° – (+300°) = 60° и Δλ = 60°00,0′ к W.

Зная координаты исходной точки (φA, λA) и значения разности широт (Δφ) и разности долгот (Δλ), которые получились при переходе судна, – можно рассчитать координаты пункта прихода по формулам:

φБ = φA

+Δφ       λБ = λA +Δλ

studfiles.net

Разности широт и долгот

Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот(рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разность широт и разность долгот

 

Пункт (т. А или т. А¢), откуда вышло судно, называется пунктом отхода.

Пункт отхода характеризуется начальными координатами (j1, l1 или j1¢, l1¢).

Пункт (т. Б или т. Б¢), в который пришло судно, называется пунктом прихода.

Пункт прихода характеризуется конечными координатами (j2, l2 или j2¢, l2¢). Тогда: – изменение широты (j), при переходе судна из одного пункта в другой будет называться разностью широт и сокращенно обозначается как Dj – основное обозначение или как РШ – запасное обозначение.

Разность широт (Dj) измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.1)

Если судно перемещается в направлении северного полюса PN (рис. 1.4 судно № 2), то разности широт (D

j) дается наименование «к северу» («к норду»), и обозначается – к N, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

Пример: j1¢ = 75°00,0¢S, j2¢ = 25°00,0¢S (судно № 2), тогда:

РШ¢ (D) = j2¢ – j1¢ = –25°00,0¢– (–75°00,0¢) = +50°00,0¢ или 50°00,0¢ к N.

Если же судно перемещается в направлении южного полюса PS (рис. 1.4 судно № 1), то разности широт (Dj) дается наименование «к югу» («к зюйду»), и обозначается – к S, а при вычислениях ей приписывается знак «».

Пример: j1= 70°00,0¢N, j2 = 45°00,0¢N (судно № 1), тогда:

РШ (Dj) = j2 – j1 = 45°00,0¢– (+70°00,0¢) =

25°00,0¢ или 25°00,0¢ к S.

Разность широт измеряется в пределах от 0° до ±180° (к N или к S).

Разностью долгот называется изменение долготы (l) при переходе судна из одного пункта в другой и сокращенно обозначается как Dl – основное обозначение, или как РД – запасное обозначение.

Разность долгот (Dl) измеряется меньшей дугой экватора, заключенной между меридианами пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.2)

Если судно перемещается к востоку (восточная долгота увеличивается, западная долгота уменьшается), то разности долгот дается наименование «к востоку» («к исту»), и обозначается – к Е, а при вычислениях ей приписывается знак

«+».

Пример: l1= 85°00,0¢Е, l2 = 130°00,0¢Е (рис. 1.4 оба судна), тогда:

(РД) Dl = l2 – l1 = 130°00,0¢– (+85°00,0¢) = +45°00,0¢ или 45°00,0¢ к Е.

Если же судно перемещается к западу (восточная долгота уменьшается, западная долгота увеличивается), то разности долгот дается наименование «к западу» («к весту»), и обозначается – к W, а при вычислениях ей приписывается знак «–».

Пример: l1= 130°00,0¢Е, l2 = 85°00,0¢Е (обратный переход судов 1, 2 из т. Б (т. Б¢) в т. А (А¢) рис. 1.4).

(РД) Dl = l2 – l1 = 85°00,0¢– (+130°00,0¢) = –45°00,0¢ или 45°00,0¢ к W.

Разность долгот измеряется в пределах от 0° до 180° (± к Е или к W).

Если при вычислениях значение Dl превышает 180°, то необходимо абсолютное значение полученного результата отнять от 360°, а наименование разности долгот (знак) изменить на противоположное.

Пример: l1= 150°00,0¢W, l2 = 150°00,0¢Е, тогда:

(РД)Dl = l2 – l1 = +150°00,0¢– (–150°00,0¢) = +300°00,0¢ или 300°00,0¢ к Е,

но т.к. Dl £180°, тогда: 360° – (+300°) = 60° и Dl = 60°00,0¢ к W.

Зная координаты исходной точки (jА, lА) и значения разности широт (Dj) и разности долгот (Dl), которые получились при переходе судна, – можно рассчитать координаты пункта прихода по формулам:

(1.3)

 

1.3.3. Задачи на расчет значений ( )

А. Расчет значений разности широт ( ) и разности долгот ( )

№ задачи
Дано 60˚15,2′ N 41˚02,4′ N 13˚01,9′ N 38˚49,3′ S
2˚40,4′ W 17˚21,3′ E 93˚54,3′ E 72˚19,6′ E
19˚15,2′ N 8˚58,6′ N 24˚36,2′ S 41˚24,7′ N
10˚14,6′ E 52˚38,7′ W 114˚08,5′ W 89˚05,4′ W
Ответ 41˚00,0′ к S 32˚03,8′ к S 37˚38,1′ к S 80˚14,0′ к N
12˚55,0′ к E 70˚00,0′ к W 151˚57,2′ к E 161˚25,0′ к W

 

№ задачи
Дано 13˚58,6′ N 15˚21,3′ S 26˚27,6′ N 76˚40,5′ S
120˚25,5′ E 60˚21,5′ E 99˚13,7′ E 59˚00,5′ W
36˚01,4′ S 55˚48,7′ N 19˚48,5′ N 81˚21,3′ N
131˚40,5′ W 122˚03,0′ E 91˚56,3′ W 18˚25,4′ W
Ответ 50˚00,0′ к S 71˚10,0′ к N 6˚39,1′ к S 158˚01,8′ к N
107˚54,0′ к E 61˚41,5′ к E 168˚50,0′ к E 40˚35,1′ к E

 

Б. Расчет значений широты () и долгот ( ) пункта прихода

№ задачи
Дано 21˚18,3′ N 19˚19,0′ S 57˚14,3′ N 37˚18,9′ S
71˚21,8′ W 37˚16,5′ W 157˚48,5′ W 29˚13,4′ E
39˚18,3′ к S 19˚39,0′ к N 59˚05,4′ к S 46˚15,1′ к N
97˚58,2′ к W 56˚23,5′ к E 32˚11,5′ к W 47˚32,8′ к W
Ответ 18˚00,0′ S 0˚20,0′ N 1˚51,1′ S 8˚56,2′ N
169˚20,0′ W 19˚07,0′ E 170˚00,0′ E 18˚19,4′ W

 

№ задачи
Дано 56˚00,5′ S 13˚15,1′ S 41˚42,1′ N 12˚00,4′ S
158˚34,0′ E 5˚16,9′ W 140˚13,9′ W 34˚16,4′ E
67˚21,0′ к N 63˚25,9′ к S 42˚14,5′ к S 67˚15,0′ к N
101˚26,0′ к E 17˚25,6′ к E 56˚40,5′ к W 49˚05,5′ к W
Ответ 11˚20,5′ N 76˚41,0′ S 0˚32,4′ S 55˚14,6′ N
100˚00,0′ W 12˚08,7′ E 163˚05,6′ E 14˚49,1′ W

Похожие статьи:

poznayka.org

1.3.2. Разности широт и долгот

Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разность широт и разность долгот

Пункт (т. Аили т.А), откуда вышло судно, называетсяпунктом отхода.

Пункт отхода характеризуется начальными координатами (1, 1или1, 1).

Пункт (т. Били т.Б), в который пришло судно, называетсяпунктом прихода.

Пункт прихода характеризуется конечными координатами (2, 2или2, 2). Тогда: –изменение широты (), при переходе судна из одного пункта в другой будет называться разностью широти сокращенно обозначается как– основное обозначение или какРШ– запасное обозначение.

Разность широт () измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.1)

Если судно перемещается в направлении северного полюса PN(рис. 1.4 судно № 2), то разности широт () дается наименование«к северу» («к норду»), и обозначается –к N, а при вычислениях ей приписывается знак«+».

Пример:1= 7500,0S,2= 2500,0S(судно № 2), тогда:

РШ () = 21= –2500,0– (–7500,0) = +5000,0или 5000,0кN.

Если же судно перемещается в направлении южного полюса PS(рис. 1.4 судно № 1), то разности широт () дается наименование«к югу» («к зюйду»), и обозначается –к S, а при вычислениях ей приписывается знак«».

Пример:1 = 7000,0N,2= 4500,0N(судно № 1), тогда:

РШ() = 21= 4500,0– (+7000,0) =2500,0или 2500,0кS.

Разность широт измеряется в пределах от 0 до 180N или к S).

Разностью долгот называется изменение долготы () при переходе судна из одного пункта в другой и сокращенно обозначается как – основное обозначение, или как РД – запасное обозначение.

Разность долгот () измеряется меньшей дугой экватора, заключенной между меридианами пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.2)

Если судно перемещается к востоку (восточная долгота увеличивается, западная долгота уменьшается), то разности долгот дается наименование «к востоку» («к исту»), и обозначается –к Е, а при вычислениях ей приписывается знак«+».

Пример:1 = 8500,0Е,2= 13000,0Е(рис. 1.4 оба судна), тогда:

(РД) = 21= 13000,0– (+8500,0) =+4500,0или 4500,0кЕ.

Если же судно перемещается к западу (восточная долгота уменьшается, западная долгота увеличивается), то разности долгот дается наименование «к западу» («к весту»), и обозначается –к W, а при вычислениях ей приписывается знак«–».

Пример:1 = 13000,0Е,2= 8500,0Е(обратный переход судов 1, 2 из т.Б(т.Б) в т.А(А) рис. 1.4).

(РД) = 21= 8500,0– (+13000,0) = –4500,0или 4500,0кW.

Разность долгот измеряется в пределах от 0до 180(кЕили кW).

Если при вычислениях значение превышает 180, то необходимо абсолютное значение полученного результата отнять от 360, а наименование разности долгот (знак) изменить на противоположное.

Пример:1 = 15000,0W,2= 15000,0Е, тогда:

(РД) = 21= +15000,0– (–15000,0) = +30000,0или 30000,0кЕ,

но т.к.  180, тогда: 360– (+300) = 60и= 6000,0кW.

Зная координаты исходной точки (А, А) и значения разности широт () и разности долгот (), которые получились при переходе судна, – можно рассчитать координаты пункта прихода по формулам:

(1.3)

studfiles.net

1.3.2. Разности широт и долгот

Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разность широт и разность долгот

Пункт (т. Аили т.А), откуда вышло судно, называетсяпунктом отхода.

Пункт отхода характеризуется начальными координатами (1, 1или1, 1).

Пункт (т. Били т.Б), в который пришло судно, называетсяпунктом прихода.

Пункт прихода характеризуется конечными координатами (2, 2или2, 2). Тогда: –изменение широты (), при переходе судна из одного пункта в другой будет называться разностью широти сокращенно обозначается как– основное обозначение или какРШ– запасное обозначение.

Разность широт () измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.1)

Если судно перемещается в направлении северного полюса PN(рис. 1.4 судно № 2), то разности широт () дается наименование«к северу» («к норду»), и обозначается –к N, а при вычислениях ей приписывается знак«+».

Пример:1= 7500,0S,2= 2500,0S(судно № 2), тогда:

РШ () = 21= –2500,0– (–7500,0) = +5000,0или 5000,0кN.

Если же судно перемещается в направлении южного полюса PS(рис. 1.4 судно № 1), то разности широт () дается наименование«к югу» («к зюйду»), и обозначается –к S, а при вычислениях ей приписывается знак«».

Пример:1 = 7000,0N,2= 4500,0N(судно № 1), тогда:

РШ() = 21= 4500,0– (+7000,0) =2500,0или 2500,0кS.

Разность широт измеряется в пределах от 0 до 180N или к S).

Разностью долгот называется изменение долготы () при переходе судна из одного пункта в другой и сокращенно обозначается как – основное обозначение, или как РД – запасное обозначение.

Разность долгот () измеряется меньшей дугой экватора, заключенной между меридианами пунктов отхода и прихода.

формула алгебраическая. (1.2)

Если судно перемещается к востоку (восточная долгота увеличивается, западная долгота уменьшается), то разности долгот дается наименование «к востоку» («к исту»), и обозначается –к Е, а при вычислениях ей приписывается знак«+».

Пример:1 = 8500,0Е,2= 13000,0Е(рис. 1.4 оба судна), тогда:

(РД) = 21= 13000,0– (+8500,0) =+4500,0или 4500,0кЕ.

Если же судно перемещается к западу (восточная долгота уменьшается, западная долгота увеличивается), то разности долгот дается наименование «к западу» («к весту»), и обозначается –к W, а при вычислениях ей приписывается знак«–».

Пример:1 = 13000,0Е,2= 8500,0Е(обратный переход судов 1, 2 из т.Б(т.Б) в т.А(А) рис. 1.4).

(РД) = 21= 8500,0– (+13000,0) = –4500,0или 4500,0кW.

Разность долгот измеряется в пределах от 0до 180(кЕили кW).

Если при вычислениях значение превышает 180, то необходимо абсолютное значение полученного результата отнять от 360, а наименование разности долгот (знак) изменить на противоположное.

Пример:1 = 15000,0W,2= 15000,0Е, тогда:

(РД) = 21= +15000,0– (–15000,0) = +30000,0или 30000,0кЕ,

но т.к.  180, тогда: 360– (+300) = 60и= 6000,0кW.

Зная координаты исходной точки (А, А) и значения разности широт () и разности долгот (), которые получились при переходе судна, – можно рассчитать координаты пункта прихода по формулам:

(1.3)

studfiles.net

1.3.3. Задачи на расчет значений () а. Расчет значений разности широт () и разности долгот ()

№ задачи

1

2

3

4

Дано

60˚15,2′ N

41˚02,4′ N

13˚01,9′ N

38˚49,3′ S

2˚40,4′ W

17˚21,3′ E

93˚54,3′ E

72˚19,6′ E

19˚15,2′ N

8˚58,6′ N

24˚36,2′ S

41˚24,7′ N

10˚14,6′ E

52˚38,7′ W

114˚08,5′ W

89˚05,4′ W

Ответ

41˚00,0′ к S

32˚03,8′ к S

37˚38,1′ к S

80˚14,0′ кN

12˚55,0′ к E

70˚00,0′ к W

151˚57,2′ к E

161˚25,0′ к W

№ задачи

5

6

7

8

Дано

13˚58,6′ N

15˚21,3′ S

26˚27,6′ N

76˚40,5′ S

120˚25,5′ E

60˚21,5′ E

99˚13,7′ E

59˚00,5′ W

36˚01,4′ S

55˚48,7′ N

19˚48,5′ N

81˚21,3′ N

131˚40,5′ W

122˚03,0′ E

91˚56,3′ W

18˚25,4′W

Ответ

50˚00,0′ к S

71˚10,0′ к N

6˚39,1′ к S

158˚01,8′ кN

107˚54,0′ кE

61˚41,5′ кE

168˚50,0′ кE

40˚35,1′ кE

Б. Расчет значений широты () и долгот () пункта прихода

№ задачи

1

2

3

4

Дано

21˚18,3′ N

19˚19,0′ S

57˚14,3′ N

37˚18,9′ S

71˚21,8′ W

37˚16,5′ W

157˚48,5′ W

29˚13,4′ E

39˚18,3′ кS

19˚39,0′ кN

59˚05,4′ кS

46˚15,1′ кN

97˚58,2′ кW

56˚23,5′ кE

32˚11,5′ кW

47˚32,8′ кW

Ответ

18˚00,0′ S

0˚20,0′ N

1˚51,1′ S

8˚56,2′ N

169˚20,0′ W

19˚07,0′ E

170˚00,0′E

18˚19,4′W

№ задачи

5

6

7

8

Дано

56˚00,5′ S

13˚15,1′ S

41˚42,1′ N

12˚00,4′ S

158˚34,0′ E

5˚16,9′ W

140˚13,9′ W

34˚16,4′ E

67˚21,0′ кN

63˚25,9′ кS

42˚14,5′ кS

67˚15,0′ кN

101˚26,0′ кE

17˚25,6′ кE

56˚40,5′ кW

49˚05,5′ кW

Ответ

11˚20,5′ N

76˚41,0′ S

0˚32,4′ S

55˚14,6′N

100˚00,0′ W

12˚08,7′ E

163˚05,6′ E

14˚49,1′ W

1.4. Радиусы кривизны земного эллипсоида

Плоскости секущие эллипсоид вращения по различным направлениям, образуют в пересечении с его поверхностью или окружности или эллипсы.

Основными сечениями эллипсоида являются (рис. 1.5):

  • сечение плоскостью, проходящей через малую ось;

  • сечение плоскостью, перпендикулярной малой оси;

  • нормальное сечение.

Сечение плоскостью, проходящей через малую ось РРэллипсоида, образует на его поверхностимеридианный эллипсилиистинный меридиан«PQPQ». Кривизна его – переменная величина (радиус кривизныМ– тоже).Радиус М уменьшается с уменьшением географической широты ()и вычисляется по формуле:

(1.4)

где а– большая полуось;

е– эксцентриситет

Приняв, что , то

(1.5)

Рис.1.5. Радиусы кривизны земного эллипсоида

Экваториальный радиус кривизны меридиана при = 0: М0 = 6 335 552,6 м.

Сечение эллипсоида плоскостью перпендикулярной его малой осиРРдает на его поверхности малый кругqqпараллель. Радиус параллелиrвычисляется по формуле:

илиили. (1.6)

При = 0радиус параллели равен большой полуосиаэллипсоида, и эта параллель –земной экватор.

Нормальное сечение– сечение эллипсоида плоскостью, проходящей через нормаль к его поверхности. Из бесчисленного множества возможных нормальных сечений выделяют два главных нормальных сечения –меридианноеи перпендикулярное ему – сечениепервого вертикала. Для сеченияпервого вертикаларадиус кривизны эллипсаN, вычисляется по формуле:

или(1.7)

на полюсе M = N, M N;

на экваторе N0 = a.

Экваториальный радиус кривизны первого вертикала при = 0:

N0 = a = 6 378 245 м.

Радиус кривизны нормального сечения,составляющего с меридианом в заданной точке уголА, вычисляется по формуле:

(1.8)

где МиN– величины, определяемые в зависимости от широтыпо формулам (1.4) и (1.7).

Радиусом средней кривизныэллипсоида в данной точке с широтойназывают среднее геометрическое из радиусаМиN.

Радиус средней кривизны эллипсоидавычисляется по формуле:

(1.9)

Значения М, N, R даны в картографических таблицах УГС через каждые 30 .

Произведение любого радиуса кривизны на «arс1» равно длине дуги в 1 данного сечения. Учтя приведенные выше формулы, получим выражение для определения длин дуг:

  1. – одной минуты параллели:

(1.10)

или без учета сжатия Земли (е= 0)

(1.11)

  1. – одной минуты первого вертикала:

(1.12)

или приближенно:

(1.13)

  1. – одной минуты меридиана:

(1.14)

или приближенно:

. (1.15)

Таким образом, поверхность земного эллипсоида имеет кривизну, изменяющуюся от точки к точке по широте и от направления в данной точке.

Выводы

  1. Для решения задач судовождения Земной шар принимается за эллипсоид вращения с элементами референц-эллипсоида Красовского.

  2. Положение точки на земной поверхности определяется географическими координатами:

  • Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются:

    • разность широт (,РШ) и

    • разность долгот (,РД).

    1. Форма и размеры земного эллипсоида характеризуются радиусами кривизны его основных сечений (М, r, N, A, R).

    Примечание:Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».

  • studfiles.net

    1.3.2. Разности широт и долгот

    ИГНЕАДА

    41°54′N

    28°02′E

    НЬЮКАСЛ

    32°55′S

    151°45′E

    ХОШИМИН

    10°45′N

    106°40′E

    ИЗМИР

    38°25′N

    27°08′E

    ОДЕССА

    46°28′N

    30°44′E

    ЧАРЛСТОН

    32°47′N

    79°57′W

    ИЛЬИЧЕВСК

    46°18′N

    30°39′E

    ОКЛЕНД

    36°51′S

    174°46′E

    ЧАШЛЫБЕЛЬ

    41°08′N

    30°08′E

    ИНЕБОЛУ

    41° 59′N

    33° 45′E

    ОРАН

    35°43′N

    00°39′W

    ШАНХАЙ

    31°14′N

    121°28′E

    ИОКОГАМА

    35°30′N

    139°40′E

    ОРТА

    38°32′N

    28°38′W

    ШЕРБУР

    49°38′N

    01°37′E

    КАДИС

    36°32′N

    06°18′W

    ОЧАКОВ

    46°36′N

    31°33′E

    ЭРЕГЛИ

    41°18′N

    31°27′E

    КАЛЬКУТТА

    22°35′N

    88° 22′E

    ПАЛЕРМО

    38°08′N

    13°22′E

    ЮЖНЫЙ

    46°36′N

    31°01′E

    КАЛЬЯРИ

    39°13′N

    09°08′E

    ПАНАМА

    08°58′N

    79°31′W

    ЯЛТА

    44°30′N

    34°10′E

    Географические координаты однозначно определяют положение точки на земной поверхности. Но при плавании судна в море, при переходе его из одной точки в другую происходит изменение координат его места.

    Величинами, характеризующими изменение географических координат при переходе судна от одной точки к другой, являются разность широт и разность долгот (рис. 1.4).

    Рис.1.4. Разность широт и разность долгот

    Пункт (т. А или т.А′), откуда вышло судно, называетсяпунктом отхода. Пункт отхода характеризуется начальными координатами (φ1, λ1 илиφ1′, λ1′). Пункт (т.Б или т.Б′), в который пришло судно, называетсяпунктом прихода. Пункт прихода характеризуется конечными координатами (φ2, λ2 илиφ2′, λ2′).

    Тогда: – изменение широты (φ), при переходе судна из одного пункта в другой будет называтьсяразностью широт и сокращенно обозначается как φ – основное обозначение или как РШ – запасное обозначение.

    Разность широт ( φ) измеряется отрезком дуги (меньшей дуги) меридиана между параллелями пунктов отхода и прихода.

    РШ(Δφ) =φ2 − φ1 – формула алгебраическая.

    (1.1)

    Если судно перемещается в направлении северного полюса PN (рис. 1.4 судно № 2), то разности широт (Δφ) дается наименование«к северу» («к норду»), и обозначается –к N, а при вычислениях ей приписывается знак «+».

    Пример: φ1′ = 75°00,0′S,φ2′ = 25°00,0′S (судно № 2), тогда:

    РШ′ (Δφ′) =φ2′ − φ1′ =–25°00,0′–(–75°00,0′)= +50°00,0′ или 50°00,0′ кN.

    studfiles.net

    Путь судна, разница широт, разница долгот. — КиберПедия

    Путь судна определяется разницей широт и разницей долгот.

    Разность широт (РШ) двух точек на земной поверхности измеряется дугой меридиана, заключенной между параллелями этих точек.

    Если широты пунктов отхода и прихода одноименные (в одном полушарии), то РШ численно равна разности большей и меньшей широт этих точек.

    Если разные полушария, РШ = сумме широт двух точек.

    Наибольшее значение = 180° – от полюса до полюса.

    Если судно шло на север, РШ имеет знак +, если на юг – знак –.

    Разность долгот (РД) 2 точек земной поверхности измеряется меньшей из дуг экватора, заключенных между меридианами этих точек.

    Если долготы пунктов отхода и прихода одноименные (в одном полушарии), то РШ численно равна разности большей и меньшей долгот этих точек.

    Если разные полушария, РШ = сумме долгот двух точек.

    РД не может быть больше 180°. Если в результате расчета превышает, то РД принимается, как дополнение до 360°, при этом меняется знак.

    Если судно шло на восток, РД имеет знак +, если на запад – знак –.

    Пример1

    п. прихода φ2=-8° 24,8 (S) λ2=-22° 03,1 (W)
    п. отхода φ1=12° 17,3 (N) λ1=-55° 44,8 (W)
      Разные полушария – складываем координаты по модулю Одно полушарие – вычитаем из большего меньшее по модулю
      РШ = -20° 42,1 РД = 33° 41,7
    Запись в судовом журнале РШ = 20° 42,1 (S) РД = 33° 41,7 (E)

     

    Пример 2

    п. прихода φ2= -14° 17,1 (S) λ2= -163° 07,8 (W)
    п. отхода φ1= — 32° 58,5 (S) λ1=172° 44,2 (E)
      Одно полушарие – вычитаем из большего меньшее по модулю Разные полушария – складываем координаты по модулю
      РШ = 18° 41,4 РД = -335° 52
    Запись в судовом журнале РШ = 18° 41,4 (N) РД = 24° 48 (E) (дополнение до 360̊ и смена знака)

     

    Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол

    Истинный курс– двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости лодки.

    Истинный пеленг– двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и направлением на пеленгуемый предмет.

    Обратный истинный пеленг– угол, отличающийся от истинного пеленга на 180°

    ОИП=ИП±180

    «— если ОИП<180°, «–»— если ОИП>180°.

    Курсовой угол – двугранный угол между носовой частью диаметральной плоскости лодки и направлением на предмет.

    Курсовой угол правого борта +, левого борта –.

    Курсовой угол = 90° — траверз.

    4. Земной магнетизм, магнитное склонение, девиация.

    Магнитные полюса отличаются от географических.

    Магнитное склонение d — угол между магнитным и географическим полюсами.



    Если МП отклонен к востоку от ГП – знак +

    Если МП отклонен к западу от ГП – знак –

    d = 2,4° W 2006г Год. изм. 0,14° к E: магнитное склонение 2,4° к западу, измерено в 2006 году, годовое изменение 0,14° к востоку.

    Магнитный угол – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и диаметральной плоскостью судна.

    Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и направлением на предмет.

    Обратный магнитный пеленг — угол, отличающийся от магнитного пеленга на 180°.

    ОМП=МП±180

    Измеряется в круговой системе отсчета от 0 до 360°

    ИК=МК+d

    ИП=МП+d

    ОИП=ОМП+d

    (d имеет свой знак)

    Девиация δ – отклонение стрелки магнитного компаса от магнитного меридиана под действием магнитного поля судна (угол между магнитным и компасным меридианами).

    Измеряется для каждого судна на углах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315°

    5. Компасный Курс Магнитного Компаса (ККмк) — угол между северной частью компасного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости лодки.

    Компасный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью магнитного меридиана и направлением на предмет.

    МК = КК +δ

    МП = КП +δ

    ОМП = ОКП +δ

    (δ имеет свой знак)

     

    Истинный курс

    d + δ = Δ – поправка МК.

    ИК = КК + Δ

    ИП = КП + Δ

    Δ измеряется в полукруговой системе и имеет свой знак.

     

    cyberpedia.su

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *