Сравнение чисел со степенями если основания разные – МАТВОКС ⋆ Сравнение степеней с одинаковым показателем степени и разными основаниями ⋆ Энциклопедия математики

Содержание

Сравнение степеней с разными показателями степеней и одинаковым основанием

Доказательство свойства сравнения степеней с одинаковым основанием и разными показателями

 

Доказательство для натурального показателя степени

 

Рассмотрим случай, когда 0<a<1 и m>n.

Рассмотрим разность:

Вынесем an за скобки. Для деления степеней с одинаковым основанием, воспользуемся свойством степеней:

Так как a – положительное число, то an также положительное число:

amn<1, так как по условию m>n, то m-n>0, а значит число, меньшее единицы возводится в положительную степень, т.е. так и остается меньшим единицы.

Отсюда:

В результате имеем произведение положительного множителя на отрицательный, следовательно, все произведение меньше нуля:

Значит:

Преобразуем:

Случай для 0<a<1 доказали.

Теперь докажем неравенство для случая, когда a > 1.

Рассмотрим выведенное ранее выражение:

Так как a – положительное число, то an также положительное число:

amn>1, так как по условию m>n, то m-n>0, а значит число, большее единицы возводится в положительную степень, т.е. так и остается больше единицы.

Отсюда:

В результате имеем произведение положительного множителя на положительный, следовательно, все произведение больше нуля:

mathvox.ru

Как сравнивать степени | Логарифмы

Как сравнивать степени с одинаковыми основаниями? С одинаковыми показателями? Можно ли сравнить степени, если и основания, и показатели различны?

Как и сравнение логарифмов, сравнение степеней основано на свойстве показательной функции.

Сравнение степеней с одинаковыми основаниями

  • Если основание степени больше единицы (a>1), показательная функция возрастает, большему значению аргумента соответствует большее значение функции, соответственно, знак неравенства между показателями степеней и между степенями одинаковый.
  • Если основание степени меньше единицы (0<a<1), функция убывает, большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, знак неравенства между показателями степеней противоположен знаку между степенями.

С помощью схемы сравнение степеней с равными основаниями можно изобразить так:

Примеры.

№1. Сравнить значения выражений:

   

Решение:

Сравниваем показатели степеней: 1,5<1,9.

Основание a=2/7 меньше единицы, функция убывает, знак неравенства между степенями меняется на противоположный:

   

   

Решение:

Сравниваем показатели степеней:

   

Основание a=5,2 больше единицы, функция возрастает, знак неравенства между степенями не меняется:

   

№2. Сравнить показатели m и n, если известно, что для степеней выполняется неравенство:

   

Решение:

Основание a=0,21<1, функция убывает, поэтому знак неравенства между показателя степеней нужно изменить на противоположный: m>n.

   

Решение:

Основание

   

функция возрастает, поэтому знак неравенства между показателями степеней не изменяется: m<n.

Сравнение степеней с одинаковыми показателями.

1) Для возрастающих функций ( x>0):

   

   

Пример.

Для положительных значений аргумента

   

например,

   

Для отрицательных значений аргумента

   

например,

   

 

2) Для убывающих функций:

   

   

Пример.

Для положительных значений аргумента

   

например,

   

Для отрицательных значений аргумента:

   

например,

   

 

Как сравнивать степени, если и основания, и показатели различны?

Можно попробовать, например, сравнить каждую из степеней с единицей. Любая степень с основанием, большим единицы, при положительных значениях аргумента принимает значения, большие единицы:

   

при отрицательных — меньшие 1:

   

Если основание меньше единицы — соответственно,

   

   

Пример.

Сравнить

   

Решение:

   

В алгебре сравнивать степени чаще всего приходится при решении показательных неравенств.

Как решать показательные неравенства, мы рассмотрим позже.

www.logarifmy.ru

Методическая разработка занятия с одаренными детьми «Степень с натуральным показателем. Сравнение степеней» (6–7-е классы)

Разделы: Внеклассная работа


Основная цель занятия — продолжить работу по углублению и расширению знаний учащихся по теме “Натуральные числа, степени с натуральным показателем, свойств натуральных чисел” изученных в предыдущем учебном году, развитию познавательного интереса учащихся к изучению темы. Ознакомить учащихся с новыми методами решения задач на сравнение степеней с натуральными показателями, на определение цифры, на которую оканчивается число, рассмотреть задачи на делимость выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Продолжить формирование навыков исследовательской, самостоятельной работы.

Изучение данной темы в младших классах способствует лучшему усвоению тем связанных со степенями в старших классах, формирует познавательный интерес к изучению.

Данная методическая разработка прошла апробацию на занятиях районной очно-заочной математической школы 2006–2009 учебных годах.

План

  1. Лекционное занятие – 1 час
  2. Малая олимпиада (индивидуальное решение задач) – 1 час
  3. Заочное решение задач (домашнее задание) – 2 часа

Ход занятия

Лекционное занятие с учащимися

В математике господствуют две стихии – числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Мы будем заниматься стихией чисел.
Возникновение понятия числа – одно из гениальнейших проявлений человеческого разума. Действительные числа не только измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, играют, сочиняют.

Самые древние по происхождению числа натуральные: 1,2,3,4,5………Обозначаются N.
В прошлом учебном году мы рассматривали ряд задач на натуральные числа. В этом году будем продолжать знакомство со свойствами натуральных чисел.
Вспомним какие арифметические действия можно выполнять во множестве натуральных чисел?

  1. Сложение.
  2. Вычитание.
  3. Умножение.
  4. Деление.

– Какие из этих действий выполняются всегда? Ответ: сложение, умножение.
– А какие не выполняются? Ответ: не всегда: 15–20, 15:8.

5 • 5 • 5 • 5 • 5 • 5 =
– Как короче записать это произведение? Ответ: 56.
– Говорят, что это шестая степень числа пять.
Вообще: ап=а а а а а а … а, .

Записываем свойства в тетрадь:

  1. anbn=(ab)n.
  2. anam=an+m.
  3. (an)m=anm.

1. Сегодня мы рассмотрим ряд задач на сравнение степеней с натуральными показателями.

Задача 1

Сравнить 3111 и 1714.

Решение:

  1. Числа 31 и 17 находятся рядом со степенями числа “2” (32=25, 16=24).
  2. 3111<3211= (25)11=255, т.е. 3111< 255.
  3. 16<17 ; 1614<1714, (24)14<1714.
  4. 3111<255<256<1714 следовательно 31
    11
    <1714.

Задача 2

Сравнить 999710 и 1000038.

Решение:

  1. 999710<1000010=(104)10=1040.
    999710<1040.
  2. 1040=(105)8=1000008/
  3. 1000008<1000038.

Значит, 999710<1000038.

Задача 3

Что больше 5300 или 3500?

Решение:

  1. 5300=53 100=(53)100=(5 5 5)100=125100.
  2. 3500=35 100=(3 3 3 3 3)100=243100.
  3. 125<243 следовательно 125100<243100
    следовательно 5300<3500.

Ответ: 5300<3500.

2. Задачи на определение цифры, на которую оканчивается число.

Натуральные числа обладают следующим свойством: при умножении ряда чисел, оканчивающихся единицей или “5”, получается число, оканчивающиеся той же цифрой. Например:

22375 • 12735 = ……..5.
281 • 381 = ……….1

58128911=581 581…581 = ………..1.
                    28911 раз

Всякая степень числа оканчивающаяся на “5”, тоже оканчивается на “5”.
Если число оканчивается “6”, то всякая степень числа оканчивается “6”.

2861237 оканчивается “6”.

Если число оканчивается 76, то любая его степень оканчивается “76”.

28764оканчивается 76.

Если число оканчивается 25, то любая его степень оканчивается “25”.

Рассмотрим задачи такого типа.

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число 32004?

Решение:

  • 31=3
    32=9
    33=27
    34=81
    35=243
    36=729.

Заметим, что 31 и35 оканчиваются на одну цифру “3”, 32 и 36 – тоже на одну цифру “9”.
Последняя цифра повторяется через 4, т.е. в общем виде число 34m+nзаканчивается той же цифрой, что и 3n

  • 2004=4 х501=2000+4=4 х 500 +4.
  • 32004=34 х 500 +4оканчивается той же цифрой, что 3
    4
    , т.е. на 1.

Ответ: на 1.

Задача 2

На какую цифру оканчивается число 32004+42005?

Решение:

оканчивается на 1 (первая задача).
  • 41=4
    42=16
    43=64
    44=256
    45=924
Если степень числа 4 – нечётное число, то число оканчивается на “4”, если степень чётная, на “6”. 2005 – нечётное число, значит 42005 оканчивается на “4”.
оканчивается на “5” (1+4=5).

Задачи на делимость

Задача 1

Выяснить, делится ли на 3 число 1+2+22+23+24+…+22003+22004?

Решение:

Сгруппируем слагаемые:

Первое слагаемое делится на 3, второе нет, значит, сумма не делится на 3.

Задача 2

Доказать, что разность 9999931999 – 7777771997 кратна 5.

Решение:

  1. Если оканчивается цифрой 3, то степени оканчиваются 3,9,7,1. Повторение через 4. в нашем случае 1999:4=499+3, 1999=4 х 499 +3. Значит число 9999931999 оканчивается на ту же цифру, что число 33, т.е. на 7.
  2. Если число оканчивается на 7, то степень числа оканчивается на 7,9,3,1. повторение через 4.
  • 71=7
  • 72=49
  • 73=343
  • 74=2401
  • 75=16807
  • 1997:4=499+4

1997 = 4 х 499+1, значит 7777771997 оканчивается на туже цифру, что и число 71, т.е. на 7.

3. Разность данных чисел оканчивается на 0 (7–7=0), 0:5, следовательно разность кратна “5”.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1

Что больше 10020 или 900010?

Решение:

  1. 10020=1002 х10=(1002)10=(100 х100)10=100010.
  2. 1000<9000 следовательно 1000010<900010 следовательно 10020<900010.

Задача 2

Сравнить 12723 и 51318.

Решение:

  1. 127<128; 127<27; 12723<27 х23=2161.
  2. 512<513; 29<513; 29 х18<51318; 2162<51318.
  3. 12723<2161<2162<51318 следовательно 12723<51318.

Задача 3

Какая цифра будет последней в записи результата 95399999?

Решение:

  1. если число оканчивается на 3, то его степень оканчивается на 3, 9, 7, 1. Повторение через 4.
  2. 99999:4=24999 +(3 ост.).
    99999=4 х 24999 +3.
    Наше число имеет остаток такой же, что и 9533, т.е. число 7.

Задача 4

776776+777777+778778. Какой цифрой оканчивается сумма и кратна ли она 5.

Решение:

  1. 776776 оканчивается 6 (см. пред.задачи).
  2. 777777 оканчивается 7. если число оканчивается на 7, то его степени оканчиваются на 7,9,3,1, повторение через 4.
    777=4 х 194+1.
    Значит, 777777 имеет последней ту же цифру, что и 71, т.е. оканчивается на 7.
  1. 778778
  • 81=8
  • 82=64
  • 83=512
  • 84=4096
  • 85=32768 Степени оканчиваются на 8,4,2,6. Повторение через 4. 778778 оканчивается на ту же цифру что и 83, т.е. на 2. 778=4 х 194+3.
  1. Наша сумма оканчивается на 5 (6+7+2=15).

Задачи для заочной работы

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число ((9999999)99)9 .

Решение:

  • 91=9
  • 92=81
  • 93=729 Если степень четная, то число оканчивается на 1, если степень нечетная, то на 9.
  1. 999 оканчивается на 9, т.к. 9 – нечетное число
  2. число 999 – нечетное, т.к. оканчивается на 9.
  3. ((99999)9 оканчивается на 9, т.е. оно нечётное.
  4. ((999999)99)9 оканчивается на 9, т.к. степень нечетная.

Задача 2

Что больше: 2700или5300? 2300или 3200.

Решение:

  1. 2700=(27)100=128100.
  2. 5300=(53)100=125100.
  3. 128>125 следовательно 128100>125100 следовательно 2700>5300.

1. 2300=8100 3200=9100.
    8100<9100 следовательно 2300<3200.

Задача 3

Найти последнюю цифру числа 82006.

Решение:

  1. если число оканчивается на 8, то его степени оканчиваются на 8,4,2,6. Повторение через 4.
  2. а4т+п имеет последней ту же цифру, что число ап.
  3. 2006=501 х 4 +2.
  4. 82006=84 х 501+2, значит это число имеет ту же цифру, что и 82, т.е. оканчивается на 4.

Задача 4

Что больше или

Найти несколько способов решения.

Решение:

Литература

Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6–8 классах. М.: Просвещение, 1984.
  • Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
  • Кордемский В.А. Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1986.
  • Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М.: Наука, 1978.
  • Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе. М.: Айрис-пресс, 2007.
  • 15.11.2010

    Поделиться страницей:

    urok.1sept.ru

    Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Математика/Степень с рациональным показателем

    Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

    Шаблон:Campus перейти в раздел Выражения и преобразования


    Понятие степени с рациональным показателем

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §8 (стр. 50-55)

    Свойства степени с рациональным показателем

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §9 (стр. 57-59)

    Произведение степеней с одинаковыми основаниями

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §8 (стр. 53)

    Частное степеней с одинаковыми основаниями

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §8 (стр. 53)

    Степень степени

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §8 (стр. 53)

    Степень произведения и частного

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §8 (стр. 53-54)

    Сравнение степеней с различными основаниями

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §22 (стр. 159)

    Сравнение различных степеней с одинаковыми основаниями

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §9 (стр. 57-59, 61-62)

    Произведение и частное степеней с одинаковыми основаниями

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §21 (стр. 159-162)

    Другие комбинации свойств степеней

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §21 (стр. 159-162)

    Тождественные преобразования степенных выражений

    Советуем прочитать: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа профильный уровень для 11 класса» 2007 §23 (стр. 166)


    перейти в раздел Выражения и преобразования

    letopisi.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *