Математика Угол. Виды углов
Материалы к уроку
Конспект урока
24. Угол. Виды углов
1. Органзационный этап
Вы, ребята, отдыхали,
Веселились и играли.
Но позвал вас всех звонок,
Начинаем наш урок.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1. Целеполагание
Сегодня в гости на урок мы ждем двух гостей, отгадайте, что за гости придут к нам сегодня на урок.
Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?…
Правильно, ребята, это волшебный Карандашик.
Сегодня, благодаря Карандашику, мы узнаем, что углы могут быть прямыми, острыми и тупыми, мы будем учиться строить углы и выделять их в различных фигурах.
Но Волшебный Карандашик пришел к нам не один, а с другом. Отгадайте, как зовут его друга:
Он чертит круг одной ногой!
«А другой – проткнул бумагу,
Уцепился и… ни шагу».
Что за друг у Карандашика? (циркуль)
Ребята, сегодня гости на нашем уроке волшебный Карандашик и его друг Циркуль.
2. Устный счёт
Задание 1
Назовите, сколько десятков и единиц в числе 87. 8 дес. 7 ед.
Какое число предшествует числу 100? 99
Какое число следует за числом 98? 99
Уменьшите число 66 на 20. 46
Увеличьте 30 на 35. 65
Найдите сумму чисел 20 и 67. 87
Найдите разность чисел 100 и 40. 60
Первое слагаемое 40, второе слагаемое 6 , найдите сумму. 46
Уменьшаемое 80, вычитаемое 65.
Задание 2
Из разных цифр мы нарисовали бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
6 |
+ |
5 |
— |
1 |
+ |
10 |
= |
20 |
|
|
3 |
+ |
15 |
+ |
|
— |
2 |
— |
13 |
= |
10 |
4 |
+ |
6 |
+ |
10 |
+ |
26 |
— |
1 |
= |
45 |
Задание 3
Сделайте вычисления с устным объяснением.
Пятьдесят семь представляем в виде суммы разрядных слагаемых 50 и 7, единицы складываем с единицами: к семи прибавляем 3, получаем 10, к 10 прибавляем 50, получается 60.
28 + 20 = 28 + 20 = (20 + 20) + 8 = 48 28 представляем в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 8, десятки складываем с десятками: 20 и 20 равно 40, добавляем 8, получаем в ответе 48.
Задание 4
Назовите фигуры, изображенные на рисунке.
Четырехугольник…, круг…, четырехугольник…, …треугольник.
Какая фигура лишняя? Почему?
Лишней фигурой будет круг. Так как все остальные фигуры имеют углы.
Задание 5
Найдите периметр каждой фигуры.
- 5 см, 10 см
- 5 см, 5 см, 5 см, 10 см.
- 7 см.
Периметр четырехугольника равен сумме его сторон. Складываем: 5 см + 5 см + 10 см + 10 см = 30 см.
Периметр четырехугольника равен сумме его сторон. Складываем: 5 см + 5 см + 5 см + 10 см = 25 см.
Периметр треугольника равен сумме его сторон. Складываем: 7 см + 7 см + 7 см = 21 см.
Сравните периметры фигур.
3. Этап усвоения новых знаний
Разгадайте кроссворд и узнайте, о чем вам расскажет Волшебный карандаш. «Геометрический».
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
Ребята, дружно прочитайте, о чем я вам расскажу.
Правильно, я расскажу вам про угол. Я научу вас строить угол. Возьмите карандаш, линейку. Готовы?
Угол имеет стороны и вершины.
Лучи — это стороны угла. Точка, из которой проведены лучи — это вершина угла.
А сейчас я научу вас строить прямой угол. Для этого вам понадобится лист бумаги. Готовы?
Сколько сторон у треугольника?
Возьмите лист бумаги согните его пополам , потом ещё раз пополам. Мы получили модель прямого угла. Теперь разверните лист. Сколько углов у вас получилось? Линии сгиба образовали 4 прямых угла.
Линии сгиба образовали модель прямого угла.
Покажите на этой модели стороны прямого угла.
Покажите на модели вершину прямого угла.
Моделью прямого угла может быть чертёжный треугольник
Как вы видите, у него 1 угол прямой.
Запомните! Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки — вершины и двух сторон, которые выходят из этой точки.
А сейчас мы научимся определять, какой угол начерчен.
Чтобы определить, какой угол начерчен, на него прикладывают какую-нибудь модель прямого угла. Обычно в качестве модели прямого угла используют прямой угол чертежного треугольника.
Если угол меньше прямого угла, то это острый угол. Если угол больше прямого угла, то это тупой угол.
Запомните! Острым углом называется угол, который меньше прямого угла.
Тупым углом называется угол, который больше прямого угла.
4. Этап закрепления новых знаний
Задание 1
Назовите фигуры, которые вы видите.
Как можно назвать все фигуры? Многоугольники
Сколько углов в каждом многоугольнике?
три угла
шесть углов
пять углов
четыре угла
Запиши номера прямых углов, острых углов, прямых углов.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Прямые углы:
Острые углы:
Тупые углы:
Задание 2
Вспомните правило о порядке выполнения действий и найдите значение выражения.
100 — (50 + 18) = 100 — 68 = 32
(30 + 25) — 25 = (30 + 25) — 25 = 55 — 25 = 30
70 — (60 — 36) = 70 — (60 — 36) = 70 — 24 = 46
40 — (30 — 8) = 40 — (30 — 8) = 40 — 22 = 18
(34 + 27) — 16 = (34 + 27) — 16 = 61 — 16 = 45
Запомните! Сначала выполняются действия в скобках, а потом в том порядке, в котором они записаны.
Задание 3
Вычислите числовые выражения столбиком и выполните проверку.
46 + 21 = 67
38 — 16 = 22
62 + 37 = 99
97 — 65 = 32
Проверьте себя.
Задание 4
Прочитайте уравнение.
Решите уравнение
65 — x = 65
Проверьте себя
x = 0
65 — 0 = 65
65 = 65
Прочитайте уравнение.
Решите уравнение
67 — х = 67
Проверьте себя
x = 0
67 — 0 = 67
67 = 67
Прочитайте уравнение
Решите уравнение
5 + y = 75
Проверьте себя
y = 70
5 + 70 = 75
75 = 75
Задание 5
Задача.
Утром в гараже стояло 13 легковых машин и 30 грузовых. Днём из гаража уехало 23 машины. Сколько машин осталось в гараже?
Решение
1) 13 + 30 = 43 (м.)
2) 43 — 23 = 20 (м.)
Ответ: 20 машин.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Логические задания
Задание 1
8 сторожей охраняли снаружи большой склад. Сторожа были расставлены, как показано на рисунке. Затем пришло распоряжение усилить охрану, расставив у каждой стены по 3 сторожа, но количество сторожей должно быть прежним. Покажите на рисунке, как это сделать.
Сторожей необходимо расставить так.
Задание 2
Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.
Мы видим, что числа 3 и 9 находятся в противоположных секторах, если 3 сложить три раза, то получим 9.
Значит, чтобы найти число, которое находится напротив числа 7, нужно 7 сложить три раза: 7 + 7 + 7 = 21
Найдите сумму всех чисел (в центре появляется +)
3 + 7 + 9 + 21 = 40
Задание 3
Рассмотрите рисунок, определите закономерность. Какой фигуры не хватает? Начертите ее.
Не хватает красного четырехугольника.
Определите, какие углы имеет фигура?
Прямой угол
Прямой угол
Тупой угол
Острый угол.
5. Этап подведения итогов
Продолжите фразу:
Вершина угла – это точка, из которой проведены лучи.
Стороны – это лучи, которые проведены из вершины.
Острый угол – угол, который меньше прямого угла.
Тупой угол – угол, который больше прямого угла.
Рефлексия
Начертите фигуру, которая не имеет углов. Раскрась ее желтым цветом.
Превратите свой круг в солнце, передав ему своё ощущение от урока:
- Если вам на уроке всё удалось – солнышко улыбается.
- Если у вас остались какие-то неясные вопросы – солнышко прячется за тучку.
- Если вам ещё понадобится повторное объяснение. Солнышко с тучкой, из которой идет дождик.
Спасибо за урок!
Мы ещё встретимся с Карандашиком и его другом Циркулем на следующих уроках. До новых встреч.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки
Повысим успеваемость по школьным предметам
Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ
Выбрать репетитора
Как измерять острые углы транспортиром.
Конспект урока по математике на тему: «ТранспортирИзмерить угол — значит найти его величину. Величина угла показывает, сколько раз угол, выбранный за единицу измерения, укладывается в данном углу.
Обычно за единицу измерения углов принимают градус. Градус — это угол, равный части развёрнутого угла. Для обозначения градусов в тексте, используется знак °, который ставится в правом верхнем углу числа, показывающего количество градусов (например, 60°).
Измерение углов транспортиром
Для измерения углов используют специальный прибор — транспортир :
У транспортира две шкалы — внутренняя и внешняя. Начало отсчёта у внутренней и у внешней шкал располагается с разных сторон. Чтобы получить правильный результат измерения, отсчёт градусов должен начинаться с правильной стороны.
Измерение углов производится следующим образом: транспортир накладывают на угол так, чтобы вершина угла совпала с центром транспортира, а одна из сторон угла прошла через нулевое деление на шкале. Тогда другая сторона угла укажет величину угла в градусах:
Говорят: угол BOC равен 60 градусов, угол MON равен 120 градусов и пишут: ∠BOC = 60°, ∠MON = 120°.
Для более точного измерения углов используют доли градуса: минуты и секунды. Минута — это угол, равный части градуса. Секунда — это угол, равный части минуты. Минуты обозначают знаком » , a секунды — знаком «» . Знак минут и секунд ставится в правом верхнем углу числа. Например, если угол имеет величину 50 градусов 34 минуты и 19 секунд, то пишут:
50°34» 19«»
Свойства измерения углов
Если луч делит данный угол на две части (на два угла), то величина данного угла равна сумме величин двух полученных углов.
Рассмотрим угол AOB :
Луч OD делит его на два угла: ∠AOD и ∠DOB . Таким образом, ∠AOB = ∠AOD + ∠DOB .
Развёрнутый угол равен 180°.
Любой угол имеет определённую величину, большую нуля.
Каждый школьник знает, что такое транспортир. Этот, казалось бы, неприглядный инструмент выполняет очень важные функции не только на уроках математики. О том,что он собой представляет, а также как правильно им пользоваться, расскажем далее.
Что такое транспортир?
Транспортиром называют предмет, с помощью которого каждый из нас может не только измерять углы, но и строить их. Внешне он напоминает полукруглую линейку со шкалой и делениями. Внизу, на ровной поверхности, расположена привычная нам прямая линейка для измерения отрезков. В верхней части — полукруг с двойной шкалой для измерений. В каждом из направлений шкала рассредоточена по транспортиру от 0 до 180 градусов.
Правила пользования
В школе объясняют, что такое транспортир, на уроках математики. Именно здесь есть необходимость в измерениях.
Для того чтобы нам узнать, чему равен один градус, нужно окружность поделить на 360 равных частей. Одна из таких частей и будет равна 1 градусу. Величина окружности никак не повлияет на градус! Это легко проверить.
Нарисуем две окружности разного диаметра и поделим каждую на 360 равных частей. Затем наложим меньшую окружность на большую и увидим, что линии совпали.
Измеряем угол
Транспортир помогает построить и измерить угол. Градус — это общепринятая единица, которой пользуются для измерения углов. Встречается несколько разновидностей углов:
- Острый. Таким называют угол до 90 градусов.
- Прямым является угол, равный 90 градусам.
- варьируется в диапазоне от 90 до 180 градусов.
- представляет собой прямую линию или 180 градусов.
- Полный угол выглядит как окружность и составляет 360 градусов.
Нетрудно разобраться, как измерить угол. Для того чтобы узнать, какова величина угла, нам необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его центр располагался в вершине угла, а прямая сторона совпала с одной из его сторон. Шкала укажет нам количество градусов данного угла. Вот таким нехитрым способом мы можем узнать, что за угол перед нами.
Для построения угла с заданным градусом следует приложить прямую часть транспортира к линии, а его центр — к началу линии. Впоследствии эта точка будет являться вершиной угла. Затем на шкале отыскиваем заданное число и ставим точку. Теперь транспортир можно снять и соединить отрезком начало линии (вершину угла) с отмеченной точкой.
Школьные канцтовары, произведенные разными компаниями, отличаются по материалу, цвету, размеру. Так вот: тем, у кого транспортир оказался больше длины угла, и не представляется возможным определить его величину, сторону угла необходимо продлить, используя прямую линейку.
Набор школьника
Неспроста учащиеся младшего звена не знакомы с транспортиром. При его применении должна быть заложена некая база знаний. Для полноценной работы с ним на уроке ребята изучают ряд сопутствующих предметов. Прежде чем узнать, что такое транспортир, школьники должны в совершенстве овладеть прямой линейкой, чертить ровные линии, изучить сложение и вычитание, освоить циркуль, знать геометрические фигуры и так далее. Весь этот процесс занимает время, и только окончив начальную школу, ученик может добавить транспортир в свой
Ученикам сейчас предлагаются школьные канцтовары в огромном выборе. Транспортир не исключение. Производители стараются угодить самым требовательным запросам покупателей. Инструменты изготавливают в различной цветовой гамме. Яркие цвета всегда нравятся детям. Порой даже в одном классе не сыскать одинаковых транспортиров, что облегчает при утрате их поиск. Формы и размеры каждый выбирает на свой вкус.
Большинство таких товаров выпускают из пластмассы, и это значительно уменьшает его стоимость. Но есть деревянные и даже железные транспортиры. Как показывает практика, металлические хоть и непрозрачны, но практичнее в том плане, что шкала не стирается, а это позволяет гораздо дольше применять его в действии, с точностью определяя углы.
Транспортир не так востребован школьниками, как линейка, но он сопровождает учеников вплоть до выпускного экзамена. Некоторые из выпускников школы выбирают специальности, которые связаны с измерением и построением углов, проектированием зданий и сооружений, работой с чертежами. В силу своих профессий им постоянно приходится сталкиваться с транспортирами и его производными. Но и бывшие одноклассники нынешних инженеров, порой даже с глубочайшим гуманитарным уклоном, без труда вспомнят навыки обращения с этим предметом и определят количество градусов у любого угла.
Итог
Сегодня современные дети привыкли добывать любую информацию из интернета. Однако он никак не поможет в измерении углов. Лишь только умение пользоваться транспортиром даст возможность правильно их определять. Будущим инженерам и проектировщикам это бесспорно пригодится в работе, да и каждый образованный человек должен обладать навыками работы с транспортирами, поэтому уметь пользоваться таким инструментом должен каждый!
§ 1 В чем измеряют углы?
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Измерения нужны повсеместно: в строительстве, медицине, на производстве, да где угодно! Например, расстояния измеряют в метрах или километрах, массу мы меряем килограммами, тоннами, граммами, а в чем измеряют углы? Оказывается, углы измеряются в градусах! Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов исторически принято связывать с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение (градус — от лат. gradus «шаг, ступень»).
Как вы думаете, есть ли величина измерения углов меньшая градуса? Оказывается, существуют такие единицы измерения, как минута (это одна шестидесятая часть градуса) и секунда (это одна шестидесятая часть минуты). Названия «минута» и «секунда», также произошли от латинских слов, и в переводе означают «части меньшие первые» и «части меньшие вторые». В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.
§ 2 Транспортир. Построение углов транспортиром
Единицами измерения углов являются градусы, а чем же можно измерять углы? Для измерения углов применяют транспортир. Шкала транспортира располагается на полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире черточкой. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы и называют градусами. Т.е. градусом называют долю развернутого угла.
Градусы обозначают таким знаком °.
Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.
Кроме делений по 1° на транспортире есть еще деления по 5° и по 10°.
Рассмотрим на конкретном примере:
Вершина О угла АОВ на рисунке находится в центре полуокружности;
Луч ОА проходит через нулевую отметку (начало отсчета), а луч ОВ проходит через отметку 120. Поэтому угол АОВ равен 120°. Пишут: АОВ=120°
Прямой угол составляет половину развернутого угла, то он содержит 180÷2, т.е. 90°. Прямой угол равен 90°.
Если градусная мера угла меньше 90°, то такой угол называют острым.
А если градусная мера угла больше чем 90°, но меньше 180°, то такой угол называют тупым.
Отсюда можно сделать вывод, что любой острый угол меньше прямого, а любой тупой угол больше прямого угла. Равные углы имеют равные градусные меры, больший угол имеет большую градусную меру, а меньший угол имеет меньшую градусную меру.
Чтобы построить угол АВС равный 70°, необходимо начертить луч ВС, наложить транспортир так, чтобы центр полуокружности совпал с точкой В — началом луча ВС, а сам луч пошел по линии транспортира. Поставим точку А против штриха с отметкой 70 и проведем луч ВА. Получили угол АВС, содержащий 70°.
§ 3 История возникновения приборов для измерений
К сожалению, история не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир — возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название, к которому мы привыкли, переводится с французского, как «переносить».
Древние ученые проводили свои измерения не только транспортиром — ведь этот инструмент неудобен для измерений на местности и решения конкретных практических задач, например, связанных со строительством. А ведь они и являлись главным предметом интереса древних геометров. Изобретение первого инструмента, который бы позволял измерять углы на местности, является заслугой древнегреческого ученого Герона Александрийского. Он описал инструмент — диоптр. Но прогресс не стоит на месте и в ХVII веке был изобретен прибор нивелир, а в следующем веке английским механиком был изобретен другой прибор — теодолит.
Однако усовершенствование инструментов для измерения углов связано не только с проведением строительных работ. С древнейших времен люди путешествовали, познавая окружающий мир. И естественно, что путешественникам необходимо было уметь ориентироваться в пространстве.
Долгие века основным ориентиром были звезды. Но со временем появился первый инструмент это — астролябия.Астролябия — это угломерный прибор, служивший до начала восемнадцатого века для определения положений светил на небе. Создание астролябии приписывают Евдоксу. Но в 1731 году английский оптик Джон Хэдли усовершенствовал астролябию. Новый прибор, получивший название октант, позволял решить проблему измерения широты на движущемся судне. Но октанту не досталась слава и долгая жизнь астролябии. Был изобретен секстант — это наиболее совершенный прибор для измерения угловых координат небесных тел того времени. Изобретение секстанта приписывается Исааку Ньютону. Этот прибор позволял измерять как широту, так и долготу точки наблюдения, причем с довольно высокой точностью. Вот такая история возникновения различных приборов для измерения углов не только на чертежах, но и на любой местности, включая даже небесное пространство!
Итак, на этом уроке вы познакомились с единицами измерения углов — градусами, а также узнали, как можно измерять углы с помощью транспортира.
Список использованной литературы:
- Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. — М: 2013.
- Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор — Попов М.А. — 2013 год
- Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор — Минаева С.С. — 2014 год
- Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. — 2010 год
- Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы — Попов М.А. — 2012 год
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. — 9-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2009. — 270 с.: ил.
Использованные изображения:
Условно выделим в транспортире две части — «линейку», называемую также прямолинейной шкалой (нижняя часть на рисунке), и полукруга, называемого также угломерной шкалой. На полукруге находятся метки градусов от 0° до 180°. Назовем разделение на градусы «градусной сеткой».
Транспортиры бывают разного вида, но использование их сводится к следующему. У транспортира есть центральная метка. На рисунке выше это маленький кружок с отверстием в центре. Однако центральная метка может обозначаться просто черточкой. Эту метку нужно совместить с вершиной угла. При этом одна из сторон угла должна пройти через метку с числом 0 на полукруге транспортира.
На транспортире может быть две «нулевых» метки: справа и слева. Понятно, что следует смотреть на ту, через которую проходит сторона угла. Но самое главное, понять на какую градусную сетку смотреть при измерении величины угла: верхнюю или нижнюю. Если сторона угла прошла через 0, который находятся с внешней стороны, то в дальнейшем мы пользуемся внешней градусной сеткой. Если же сторона угла прошла через «внутренний» 0, то в дальнейшем пользуемся внутренней градусной сеткой транспортира (на внешнюю не обращаем внимания).
Итак, одна сторона угла должна пройти через метку 0, а вторая сторона угла должна оказаться со стороны полукруга (угломерной шкалы), то есть как бы пересекать его.
По тому месту, где вторая сторона угла пересекает угломерную шкалу транспортира, определяется величина угла.
Измерение угла транспортиром
- Оцените, к какому типу относится интересующий вас угол. Углы можно разделить на три класса: острые, тупые и прямые.
Острые углы относительно узки (менее 90 градусов), тупые углы шире (более 90 градусов), а величина прямых углов составляет 90 градусов (их стороны перпендикулярны друг другу). Оцените на глаз, к какому типу принадлежит тот угол, который вы собираетесь измерить. Предварительная оценка поможет вам определить необходимый диапазон и правильно выбрать шкалу транспортира.
На первый взгляд мы можем сказать, что выше изображен острый угол, то есть его величина меньше 90 градусов. - Приложите центр транспортира к вершине измеряемого угла. В середине транспортира есть небольшое отверстие. Приложите транспортир к углу так, чтобы это отверстие совпало с вершиной угла.
- Поверните транспортир так, чтобы одна из сторон угла совпала с основанием инструмента. Не спеша поворачивайте транспортир и следите за тем, чтобы вершина угла оставалась в центре. В результате одна из сторон угла должна совместиться с основанием транспортира.
При этом вторая сторона угла должна пересекать дугу транспортира (его округлую часть). - Проследите за второй стороной угла, которая пересекает дугу транспортира. Если вторая сторона не доходит до дуги инструмента, продлите ее. Можно также приложить к этой стороне угла лист бумаги, который доходил бы до дуги транспортира. Пересекаемое число покажет вам величину угла в градусах.
- В приведенном выше примере величина угла составляет 70 градусов.
транспортир с линейкой
При этом мы пользуемся меньшей шкалой, так как определили ранее, что имеем дело с острым углом, то есть его величина не превышает 90 градусов. Для тупых углов следует использовать более крупную шкалу со значениями больше 90 градусов.
- На первых порах можно путаться со шкалой. Большинство транспортиров имеют две шкалы, одну на внутренней и вторую на внешней стороне округлой части. Это сделано для того, чтобы было удобно измерять углы как левой, так и правой ориентации.
Достаточно взять обычные школьные принадлежности – карандаш и бумагу, линейку, транспортир и циркуль – и можно начертить любую геометрическую фигуру, будь то квадрат, овал, треугольник. Однако бывают случаи, когда чертежных инструментов под рукой нет совсем или их количество ограничено, но даже в этом случае можно сделать нужный чертеж.
Вам понадобится
- — линейка;
- — карандаш;
- — бумага;
- — циркуль;
- — транспортир;
- — прямоугольные треугольники
Инструкция
- Если под рукой нет ничего кроме листа бумаги и карандаша, то можно обойтись даже этими принадлежностями. Для этого очень аккуратно сверните лист бумаги вчетверо, при этом хорошо заглаживая сгибы. В результате на месте двойного сгиба получите прямой угол, который имеет 90°. Сложите угол еще раз пополам, и получится искомый угол в 45°. Правда в этом случае проявится небольшая погрешность в виде потери нескольких градусов. Для более точного рисунка обведите прямой угол карандашом на чистый лист бумаги, аккуратно вырежьте его и сложите пополам – это даст угол в 45°.
- Можно начертить угол с помощью прямоугольных треугольников, которые могут быть разными – с углами 90°, 45°, 45° и 90°, 60°, 30°. Возьмите треугольник (с углами 90°, 45°, 45°) и обведите на листе бумаги острый угол в 45°. Если имеется только треугольник с углами 90°, 60°, 30°, то на другом листе бумаги обведите прямой угол, вырежьте его, сложите пополам и обведите на нужном чертеже. Это и будет угол в 45°.
- Самым точным будет вариант построения, при котором используется транспортир. Начертите на листе бумаги линию, отметьте на ней угловую точку, приложите транспортир и отметьте точкой 45° , после чего соедините их между собой.
- Интересно, что даже с помощью циркуля можно также изобразить угол в 45° . Для этого достаточно иметь перед собой изображенный угол в 90° (например, с помощью прямоугольного треугольника или путем сгибания бумаги вчетверо). Затем от угловой точки циркулем проведите окружность.
Как правильно пользоваться угломером?
В месте пересечения окружности и сторон прямого угла отметьте точки. Теперь от каждой из двух точек тем же раствором циркуля сделайте еще две окружности. В месте их пересечения получится точка, которую соедините с угловой, в результате чего получится два угла по 45° .
© CompleteRepair.Ru
Транспортир
Н.Е. Жуковский В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Что такое транспортир? Транспорти́р — инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°.
презентация по теме «Транспортир», история и правила пользования
В некоторых моделях — от 0 до 360°. .
Из чего делают транспортиры? Транспортиры изготавливаются из стали,пластмассы,дерева и других материалов. .
История транспортира История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. .
Разновидности транспортиров Полукруговые (180 градусов) — наиболее простые и древние транспортиры. Круговые (360 градусов). Геодезические, которые бывают двух типов: ТГ-А — для построения и измерения углов на планах и картах; ТГ-Б — для нанесения точек на чертежной основе по известным углам и расстояниям. Цена деления угломерной шкалы — 0,5°, прямолинейной — 1 миллиметр. Улучшенные типы транспортиров, которые необходимы для более точных построений и измерений. Например, существуют специальные транспортиры с прозрачной линейкой с угломерным нониусом, которая вращается вокруг центра. .
Для чего нужен транспортир? Транспортир — инструмент, широко используемый в геометрии. При этом обойтись без этого инструмента достаточно трудно как школьникам, решающим свои первые задачи, так и инженерам, выполняющим сложные геометрические построения. Чаще всего транспортир используется для получения градусной меры угла.Без транспортира мы не сможем измерить угол. .
Как пользоваться транспортиром? Для измерения угла необходимо поместить его вершину в точку начала отсчета, обозначенную на линейке транспортира. Затем необходимо обратить внимание на то, чтобы сторона угла, направленная на угломерную шкалу, пересекала ее. В случае, если длина этой стороны оказывается недостаточной, следует продлить ее до пересечения угломерной шкалы. После этого нужно посмотреть, на каком значении сторона угла пересекает указанную шкалу. В случае, если измерению подвергается острый угол, искомое значение будет меньше 90°, а при измерении тупого угла следует пользоваться той частью шкалы, которая содержит деления, превышающие 90°. Аналогичным образом осуществляется построение углов при помощи транспортира. Сначала следует провести линию, которая будет представлять собой одну из сторон, а ее окончание, которое станет вершиной, поместить в точку отсчета. Затем на угломерной шкале точкой нужно отметить нужную величину угла, который может быть как острым, так и тупым. После этого, убрав транспортир, соедините вершину будущего угла с проставленной точкой: в результате вы получите искомый угол. .
Спасибо за внимание!
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Образовательные :
- познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов;
- научить пользоваться транспортиром.
- Развивающие :
- развивать внимание, мышление учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации, творческие задания;
- развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитательные :
- воспитывать чувство взаимоуважения;
- воспитывать у учащихся навыки учебного труда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Мы познакомимся с измерительным прибором (как
он называется, вы узнаете немного позже),
научимся с его помощью измерять, а затем и
строить углы. Вы покажите свои знания, докажите
насколько внимательны.
Будем учиться не только математике, но и умению
общаться, уважению друг к другу.
Для того чтобы достичь наших целей, вы должны
быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными,
поэтому эпиграфом нашего урока будут слова:
III. Устная работа
Какие из углов, изображенных на рисунке, являются:
а) острыми;
б) тупыми;
в) есть ли среди этих углов прямые?
О каком угле мы с вами еще не вспомнили? [О
развернутом]
Какой угол называется развернутым? Острым?
Прямым? Тупым?
Мы знаем, что два угла можно сравнивать друг с
другом.
Какой способ для этого мы использовали?
[Наложение]
Но углы, также как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения.
IV. Изучение нового материала
Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, отгадав кроссворд.
1. Результат деления.
2. Лучи образующие угол.
3. Точка, из которой выходят лучи образующие
угол.
4. Угол, который образуют два дополнительных
друг другу луча.
5. Результат сложения.
6. Угол, который составляет половину
развернутого угла.
7. Инструмент, который используют для
построения прямого угла.
8. Угол, меньше прямого.
9. Угол, больше прямого, но меньше
развернутого.
10. Результат умножения.
11. Результат вычитания.
Учитель демонстрирует учащимся транспортир или показывает на плакате:
– Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.
Слайд 5. Итак, шкала транспортира.
Она расположена на полуокружности и
пронумерована
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет
слева направо и справа налево.
Слайд 6. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.
Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.
Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.
Слайд 7. Итак, градусом называют долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.
Историческая справка
Слово «градус» – латинское,
означает «шаг», «ступень». Измерение углов в
градусах появилось более 3 тыс. лет назад в
Вавилоне. В расчетах там использовались
шестидесятеричная система счисления,
шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и
астрономы, а вслед за ними греческие и индийские,
полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60
минут , а минуту – на 60 секунд :
Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.
– Как измеряют углы с помощью транспортира ?
1) Нужно вершину угла совместить с центром
транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через
нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу.
Нужно посмотреть, через какую
отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть
величина этого угла.
Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.
V. Практическая работа
Каждому ученику выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.
Задания
- Выберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой, развернутый.
- Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.
- Сделайте вывод о градусной мере:
а) развернутого угла;
б) прямого угла;
в) острого угла;
г) тупого угла.
Вывод:
VI. Физкультурная пауза
- Покажите руками угол 90°, 180°.
- Покажите руками острый угол, тупой угол.
- Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.
- Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.
Продолжаем работать.
Задание: Начертите в тетради угол любой величины. Предложите соседу по парте его измерить.
VII. Работа по карточкам
У всех учеников карточки с одинаковым заданием.
Задание: Измерьте углы и запишите результаты измерений в тетрадях.
Слайд11.
Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.
Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:
а) в 3 ч; в) в 10 ч; д) в 2 ч 30 мин;
б) в 5 ч; г) в 6 ч; е) в 5 ч 30 мин?
Задача №1652
Луч ОС лежит внутри угла АОВ, причем АОС = 37°, ВОС = 19°?.
Чему равен угол АОВ°
Слайды 13, 14, 15.
VIII. Итог урока
IX. Задание на дом
п. 42, №1651, №1683, №1672.
Acute Angles — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 137 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )
Острый угол — определение, свойства и формула
Острый угол — это угол, мера которого меньше 90°. Например, если время 11 часов, угол между часовой стрелкой и минутной стрелкой является острым углом. Итак, 30°, 40°, 57° и так далее — все это острые углы.
Содержание
- Что такое угол?
- Что такое острый угол?
- Острый угловой степень
- Острый угол Формула
- Острый угол изображения
- Реальные пример острых углов
- Острый треугольный треугольник
- . ?
- Каковы примеры острых углов?
- Является ли 0 градусов острым углом?
- Что такое острый угол?
- Что такое остроугольный треугольник?
Два отрезка или луча пересекаются в общей конечной точке, образуя угол. Конечная точка, в которой они встречаются, называется вершиной угла. Линии, которые пересекаются, образуя угол, называются сторонами угла. Угол обозначается символом «∠» и измеряется в градусах (o) с помощью транспортира.
Что такое острый угол?Угол меньше 90 градусов называется острым. Этот угол меньше прямого угла (который равен 90 градусов). Например, такие углы, как ∠30°, ∠45°, ∠60°, ∠75°, ∠33°, ∠55° и ∠85°, являются острыми углами. Угол, образованный между «Лучами 1» и «Лучами 2» на рисунке ниже, является острым углом. Кроме того, когда прямой угол делится на два, он образует два острых угла.
Острый угол ГрадусОстрый угол — это угол, градус которого меньше 90 градусов или меньше прямого угла. Примеры градусов острого угла: 12°, 35°, 48°, 65°, 80° и 89°. Следовательно, градус острого угла колеблется от 0 градусов до менее 90 градусов.
Формула острого углаЕсли у вас остроугольный треугольник, то для длин сторон будет верно следующее утверждение: + с 2 > а 2
с 2 + a 2 > b 2
Где a, b и c — длины каждой стороны треугольника.
Изображения острых угловНа приведенном ниже рисунке показаны изображения острых углов размером 40 градусов.
Реальный пример острых углов- Угол, образованный буквой V, является острым углом.
- Клюв птицы открыт, когда угол образует пасть крокодила.
- Часовая и минутная стрелки настенных часов образуют острые углы в некоторые часы суток – например, в 1 час.
- Дорожные знаки, такие как стрелки «Одностороннее движение» и «Поворот налево запрещен», также образуют острые углы.
- Индикатор указателя поворота и спидометр на приборной панели образуют внутри автомобиля острые углы.
Если все внутренние углы треугольника меньше 90 градусов, то такой треугольник называется остроугольным.
Равносторонний треугольник имеет три стороны одинаковой длины и три равных угла, т. е. 60°
- Самая длинная сторона остроугольного треугольника находится напротив наибольшего угла.
- Остроугольные треугольники могут быть равнобедренными, равносторонними или разносторонними.